Ми на зв’язку

Рейтинг эффективности ОГА в прозрачных закупках и открытости для бизнеса за 2017 год

Рейтинг эффективности ОГА в прозрачных закупках и открытости для бизнеса за 2017 год

Аналитики Громадського Контроля составили рейтинг прозрачности закупок областных государственных администраций. Суммарно все областные и районные администрации (ОГА и РГА) за 2017 провели закупок на 46 млрд. грн.

Областные государственные администрации во многом определяют курс, политику и скорость изменений на местах, поэтому очень важно понимать, какое отношение в ОГА к открытию рынка государственных закупок для бизнеса.

Рейтинг составлялся на основании 4 критериев. Подробнее о каждом из них – далее в тексте.

 

Если усреднить результаты всех ОГА по всем четырем критериям, то можно выделить 5 лучших и 5 худших ОГА для ведения бизнеса с государством.
Лучшие ОГА: Днепропетровская, Львовская, Винницкая, Донецкая, Запорожская
Худшие ОГА: Полтавская, Закарпатская, Херсонская, Черновицкая, Ивано-Франковская.

При этом, если посмотреть данные по объему конкурентных закупок в денежном эквиваленте, то закупки 5 ОГА практически равны объему закупок всех остальных 19 ОГА.

В денежном эквиваленте прослеживается неравномерность распределения финансов по ОГА. Так, например, закупки Харьковской, Львовской, Киевской, Донецкой и Днепропетровской ОГА по сумме средств практически равны сумме закупок всех остальных областей. Это может свидетельствовать как о приоритетах центральной власти, так и об активности властей на местах.

А теперь рассмотрим отдельно рейтинги по каждому критерию.

 

Первый критерий – количество закупок по процедуре открытых торгов. 

Показывает объем средств, которые ОГА проводят через электронные аукционы, то есть тендеры с конкуренцией участников.

ТОП-5 здесь выглядит так: Днепропетровская, Донецкая, Львовская, Киевская, Харьковская. 

Аутсайдеры: Закарпатская, Волынская, Сумская, Черновицкая, Тернопольская.

 

 

 

Второй  показатель – это процент открытых торгов, которые состоялись (были успешными). 

Данный показатель показывает качество работы чиновников с тендерной документацией и наличие в регионе бизнеса, заинтересованного в участии (для того, чтобы торги состоялись, в них должны принять участие минимум два поставщика, и для некоторых депрессивных регионов – это проблема). 
Лидеры: Днепропетровская, Львовская, Харьковская, Одесская, Ровенская.
Аутсайдеры: Черновицкая, Луганская, Черниговская, Сумская, Ивано-Франковская.

 

 

 

Третий критерий показывает, насколько заказчики (чиновники) стремятся, чтобы закупка состоялась.

Законом предусмотрено, что после двух неудачных попыток открытых торгов (если пришло менее двух участников) заказчик имеет право провести переговорную процедуру, то есть выбрать поставщика на свое усмотрение. В ряде случаев заказчики намеренно проводят закупку так, чтоб она не прошла по конкурентным процедурам, и затем заключат договор без конкуренции. 

Данный показатель строился как соотношения закупок, которые прошли по переговорной процедуре из-за двух несостоявшихся открытых торгов, к количеству состоявшихся открытых торгов.

Лидеры: Днепропетровская, Львовская, Донецкая, Одесская, Харьковская.
Аутсайдеры: Волынская, Херсонская, Черновицкая, Сумская, Ивана-Франковская.

 

 Четвертый критерий напрямую показывает желание ОГА открывать больше возможностей для бизнеса.

Он строится на соотношении конкурентных допороговых закупок к неконкурентным (отчетам). Напомним, что местные власти сами решают, проводить или не проводить допороговые закупки по конкурентным процедурам. Если детально посмотреть инфографику, то можно увидеть, что рынок допороговых закупок открыт только в 8-ми ОГА.

ТОП-5: Днепропетровская, Винницкая, Запорожская, Донецкая, Черниговская
Аутсайдеры: Киевская, Херсонская, Ивано-Франковская, Полтавская, Закарпатская.

 Для изменения позиций в рейтинге необходима, в первую очередь, политическая воля на местах. Поэтому мы рекомендуем руководителям ОГА Украины совершить ряд простых действий:

– Издать поручение главы ОГА о проведении допороговых закупок через ProZorro и четко контролировать его выполнение. Без контроля выполнения ничего не изменится.

– Повысить квалификацию закупщиков (чиновников). К примеру, закупщики могут пройти бесплатный обучающий курс по закупкам на https://prometheus.org.ua/

–  В ОГА создать отдел, который разбирает все конфликтные ситуации между бизнесом и закупщиками.

 

***
Труд аналитиков и создание текстовых и графических материалов оплачено из средств наших американских и европейских партнеров. На данное исследование не потрачено ни одной бюджетной гривны.

***
Эта публикация была создана при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание публикации ответственность несет ГО «Платформа Громадський Контроль». Содержание публикации не является отражением официальной позиции Европейского Союза.

ПОДІЛИТИСЯ